Выпускались ли в СССР машины с правым рулем?

Посетители автомобильного отдела Политехнического музея (Москва) порой озадаченно останавливаются перед машиной «Руссо-Балт» и удивленно спрашивают у экскурсовода: «В России применялось движение по левой стороне дороги?» На отрицательный ответ недоуменно показывают на руль, расположенный справа.

Действительно, есть чему удивиться. Модель, выставленная для обозрения в музее, — единственная сохранившаяся в мире. Может, реставраторы случайно (восстанавливая старинную машину) не с той стороны установили руль? Такое вполне могло быть, поскольку в ряде стран Запада по сей день авто с правым рулем. Но при внимательном ознакомлении с историей дорожного движения выясняется, что еще в 1752 году распоряжением царицы Елизаветы Петровны раз и навсегда было установлено движение по правой стороне дороги.

Тогда с какой стати у автомобиля «Руссо-Балт» руль не с левой, а с правой стороны? Оказывается, секрет тут в том, что Россия довольно долго ориентировалась на традиции Запада. Считалось, что при правостороннем движении правый руль повышает безопасность водителя. Он не выходит из машины на проезжую часть, а только в сторону обочины или тротуара. Значит, риск быть сбитым встречной машиной, исключен полностью. Кроме того, находясь в машине с правой стороны, водитель хорошо видит пешеходов. А поскольку эта часть граждан норовит иногда перебежать дорогу перед едущей машиной, он лучше видит намерения, может успеть затормозить.

«Руссо-Балт» был в свое время восстановлен сотрудниками института НАМИ. Они же восстановили для музея и некоторые другие редкие машины. Скажем, «НАМИ-1». Это — первая советская малолитражка, выпускавшаяся заводом «Спартак» с 1927 года по 1930-й. Были изготовлены коллективом завода 403 машины. До наших дней сохранился в более-менее хорошем состоянии лишь один экземпляр — автомобиль с заводским порядковым номером 107, который находился в эксплуатации вплоть до 1970 года! Как вы уже догадались, «НАМИ-1» тоже имел правый руль. Уникальную машину также можно увидеть в уже упомянутом выше музее.

Еще одна праворульная машина советского производства — знаменитый грузовик «АМО-Ф15». С 1924 по 1930 годы было выпущено свыше шести тысяч машин этой марки. Для страны, пережившей кровопролитную гражданскую войну, разруху, это был своего рода рекорд. Сохранившийся экземпляр «АМО-Ф15» сейчас находится в музее завода ЗИЛ (бывший АМО).

Автомашины с правым рулем выпускались в СССР до 1932 года. Затем руководство страны посчитало, что хватит «копировать» Запад, коль еще с царских времен действует левостороннее движение. Стало быть, руль должен быть с левой стороны, чтобы водитель лучше видел среднюю часть дорожного полотна. При этом забыли проанализировать статистику аварий и катастроф. А по ним по сей день выходит, что при столкновении машин чаще всего погибают водители, поскольку основной удар приходится на левую часть машины. В 1937 году появился приказ Ежова (наркома внутренних дел), запрещающий эксплуатацию праворульных машин.

На Западе, разумеется, лишь посмеялись над особым «путем» СССР в автопроме и не стали отказываться от правого руля в пользу левого. Хотя в некоторых странах Европы такой эксперимент делался, но он зашел в тупик: машины с левым рулем не пользовались спросом. В СССР столкнулись с той же самой проблемой, пытаясь наладить продажу советских автомобилей на Западе. Мало кто знает, что всем известные «Волги», «Жигули», «Москвичи» в экспортном варианте имели правый руль. Вот небольшой перечень таких моделей: «Газ-21П», «ГАЗ-21ПЕ», «ВАЗ-21098», «LADA», «LADA Riva», «Москвич-412П».

Праворульные «Волги» и сейчас можно увидеть на дорогах Африки. Например, в Судане они используются как такси. В Индии «бегают» автомашины «ВАЗ-21098». И даже в Англии не редкость «Жигули» с правым рулем.

Как же все это понимать? Ну, скажем, Африка всегда по дешевке получала транспорт от СССР. Но вот Великобритания с особыми «уклонами» в сторону Америки каким образом стала финансово поддерживать автопром СССР?

Все банально: качество машин, идущих на экспорт, было намного выше тех, что продавались внутри Советского Союза. «Жигули» с правым рулем ничем не уступали в отделке и комплектации лучшим моделям машин Запада. Более того, советские экспортные «Жигули» отделывались винилом, который Запад в автомобилестроении стал использовать существенно позже.


23:10 07.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Может заинтересовать

Дудлинг. Могут ли каракули быть видом изобразитель

Верите ли вы, что сам Создатель может водить вашей рукой так, что даже самые примитивные закорю...

Дробовик Protecta. Почему это ружьё называют «афри

Это оружие не перепутаешь ни с каким другим. Оно словно вышло из фантастического фильма про роботов-...

Польза и вред кваса

Как же приятно в знойный летний денек выпить стаканчик вкусного бодрящего кваса! Этот напиток отличн...

Хочу быть стервой! А зачем?

Считается, что стервы амбициозны, уверены в себе, целеустремленны, всегда добиваются своего. Женщины...

Что нужно написать в резюме?

Резюме включает в себя блоки: Ваше ФИО, адрес вашего местожительства и номер телефона(с кодом города...

Netsuke

Netsuke – форма миниатюрной скульптуры, которая развивалась в Японии  в течении последних 300 л...

Как добиться желаемой длины волос? Растим косу

Нашумевшая история про Рапунцель заставила маленьких красавиц начать отращивать косу. Да что там мал...

Как и чем утеплить баню изнутри и снаружи?

При строительстве бани важную роль играет толщина стен. Бревна необходимо подбирать, в зависимости о...

Установка заборов из профлиста: 5 выгод выбора так

Среди ограждений особенной популярностью пользуются заборы из профлиста или профнастила. Не удивител...

Кодекс профессиональной этики: каковы его главные

Задача статьи — познакомить читателей с таким понятием корпоративной культуры, как Кодекс...



О портале:

Наш интернет портал разработан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-сайт комфортным для просмотра.

Интересная и познавательная информация, которая сосредоточена на нашем сайте позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.