История скрипки

Смычковые инструменты были известны очень давно, но все же они значительно моложе щипковых, знакомых еще шумерам. Ни время, ни место появления смычка точно не определены, тут исследователям остается только делать предположения, основанные на косвенных данных. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения — начальные века нашей эры. В Древней Греции смычка еще не знали, а ведь эта страна обладала развитой музыкальной культурой.
Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых — и примитивных, и более сложных. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы — виолам и скрипкам.
Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по-разному — между колен, как современную виолончель, или на колене. Некоторые виды виол ставились на скамеечку, и играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, она-то и послужила прообразом скрипки.
С первого взгляда виолы очень похожи на семейство скрипичных. Но разница есть, и существенная. В гриф большинства виол вделывались порожки, а гриф скрипки оставался гладким. Струн у виолы было чаще всего шесть, иногда семь или пять. Четыре, как у скрипки, встречались редко. Форма корпуса виол похожа на скрипичные инструменты только в общих чертах, а в деталях отличается от них. Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушенный, и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виолы были инструментами аристократическими, салонными, а скрипка еще долго после своего рождения бытовала только в народе, да и сейчас остается и народной тоже, например у молдаван, румын, венгров.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно все-таки можно судить о времени ее возникновения — это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Брешии и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них — Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров.
Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. И звучание инструментов тоже оформилось при них — оно стало громче и ярче, чем у виол. А других задач первые брешианские мастера, видимо, и не ставили перед собой. Их дело продолжили знаменитые кремонцы.
Впрочем, «продолжили» — это не совсем точно. Скрипки в Кремоне стали делать в то же время, что и в Брешии, а основатель кремонской школы Андреа Амати был даже старше по возрасту, чем Бертолотти и тем более Маджини. О продолжении дела брешианцев можно говорить лишь потому, что кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса. Значит, тембр должен был быть глубоким, насыщенным, теплым, со множеством оттенков, а характер звучания — гибким, способным как угодно изменяться от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы. И не зря скрипка считается самым совершенным инструментом.
Кроме того, кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна красота этого инструмента.
Вот в чем основная заслуга таких мастеров, как Амати, Страдивари, Гварнери. И если в будущем звучание их инструментов будет превзойдено в действительности, а не в поспешных газетных заметках, все равно человечество не забудет истинных создателей скрипки.
Антонио Страдивари жил и работал на целый век позже Андреа Амати. И этот век был для скрипки очень нелегким. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. Более привычными были виолы, они и царствовали в смычковой музыке. И кто знает, долго ли еще оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее.
Тут вы, конечно, вспомнили Паганини. Да, это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Но Паганини творил уже в эпоху расцвета скрипки, он не начинал на пустом месте. Задолго до него были и Арканджело Корелли, почти ровесник Страдивари, и Джузеппе Тартини, и Жан-Мари Леклер. Мастера творили инструменты, а музыканты создавали и исполняли музыку, присущую именно этому инструменту, показывая, на что способна скрипка в умелых руках. Скрипичная музыка была настолько искусна и выразительна, что виолы мало-помалу уступили ей место и исчезли.
Победа скрипки закономерна, однако жаль, что соперничество инструментов нередко кончалось не примирением, а полным поражением одной из сторон. Виолу тоже пытаются возродить сейчас, и по редким ее выступлениям можно судить, что в музыке, написанной специально для нее, виола тоже была хороша.
Автор Музыкант Клуба Музыктов "TREDA"
08:05 05.11.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Балкон и лоджия — в чем отличия?

Далеко не все знают, что балкон и лоджия — это принципиально разные объекты. Это важно, поскольку их...

Готово ли общество к кардинальным экономическим пе

В Администрацию СЭНП поступают вопросы, которые можно объединить в один: «Когда общество увидит прак...

Витраж - художественное стекло

Витражи — неповторимый декор из стекла, который разнообразит даже самый простой дизайн интерьера. Жи...

Интересные факты о кошках!

Интересные факты о кошках, доказанные учеными.Кошки никогда не мяукают друг другу. Этот звук специал...

Вкусные рецепты: Валлийские кейки с мармеладом, Кл

Валлийские кейки с мармеладомСливочное масло порубить с мукой в крошку, добавить сахарную пудру, яйц...

Организация малого угледобывающего бизнеса.

Организация малого угледобывающего бизнеса.  Вместо вступления. Если упрощенно взглянуть на...

Хочу быть стервой! А зачем?

Считается, что стервы амбициозны, уверены в себе, целеустремленны, всегда добиваются своего. Женщины...

Вкусные рецепты: Рогалики с корюшкой(ням-ням), Del

Рогалики с корюшкой(ням-ням)Избавляем корюшку от внутренностей(я еще при помощи ножниц удалил плавни...

Лицензия на обращение с опасными отходами

Отвечаем на вопрос, присланный нам по электронной почте: "У нас на предприятии была экологическая пр...

Лимфома: виды и симптомы заболевания

Лимфома – это онкологическое заболевание, которое поражает лимфатическую систему и характеризуется у...



Новости развития информационнного портала:

Наш интернет портал разработан для граждан, желающих ежедневно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-сайт комфортным для просмотра.

Интересная и познавательная информация, которая сосредоточена на нашем сайте позволяет ответить на некоторые интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для вас вопрос.